Рецензия Наруто Автор: Александр Фадеев <~ Аватары Наруто | Персонажи Наруто ~> |
В
этом году на японских телеэкранах можно было лицезреть сразу несколько
гигантских эпопей, начало которых было положено пару лет назад. Первая —
экранизация Такахаси Румико — мистический сериал «Инуяся»; вторая — также
экранизация — грандиозный сериал «Наруто». Но если гигантское произведение
Такахаси наконец-таки завершилось, после почти трех лет показа, то окончание «Наруто»,
судя по всему, далеко-далеко за горами. На момент написания рецензии в сети
можно было найти и выкачать 107 эпизодов, однако если брать в расчет сюжетное
наполнение этих 107 эпизодов, то становится ясно, что конец «Наруто» мы увидим
не скоро.
Так как данная рецензия пишется не на основе полного просмотра произведения, а
лишь на основе просмотра его части, то я не могу, а значит и не буду,
рассматривать сюжет сериала, заниматься его критикой или восхвалением. Кто знает,
чем там все кончится?..
В первом абзаце я уже упомянул, что «Наруто», также как и «Инуяся», —
экранизация, но если авторство «Инуяси» принадлежит перу бывалой мангаки, в
прошлом выпустившей несколько мегапопулярных произведений, то создатель «Наруто»
совсем еще зеленый новичок. Из «донарутовского» творчества тридцатилетнего
Кисимото Масаси можно отметить исключительно мангу «Механизм», которая в 95-ом
взяла приз на Hope Step Award, чем и проложила дорогу Кисимото в редакцию одного
из популярных журналов. Вообще, история становления Кисимото является образцовой,
а сам он во многом напоминает своего персонажа Наруто, цель жизни которого
заключается в том, чтобы доказать всему миру свою значимость. Долгое время у
Кисимото ничего не получалось, порой он даже подумывал о том, чтобы «забить»,
расстаться с рисованием. Однако его целеустремленность, впоследствии
передавшаяся герою, доказала, что главное в жизни — иметь цель и стараться
воплотить ее, работая над собой каждый день. Это жизненное кредо Кисимото усвоил
с детства, обожая изучать и перерисовывать произведения Ториямы Акиры («Драконий
жемчуг»), Фудзимото Хироси («Дораэмон»), Отомы Кацухиро («Акира»).
Впервые «Наруто» печатается в том же 95-ом в журнале Akamaru Jump, а спустя два
года не только переиздается в Shonen Jump, но и обретает вторую жизнь. Вплоть до
сегодняшнего дня эту мангу можно прочесть именно в этом журнале, чем многие и
занимаются. Дело в том, что манга «Наруто» довольно серьезно обогнала сериал, в
результате чего многие «подсевшие» зрители, отчаявшись выжидать целую неделю
ради новой серии, ломанулись в книжные магазины скупать мангу, чтобы узнать
продолжение ТВ-сериала.
Что касается экранизации, то ее выпуск начался лишь в 2002 году. Вероятно,
продюсерам потребовалось целых пять лет, чтобы решиться на столь мощный
ТВ-сериал, который уже тогда обещал растянуться не на один год. Тем не менее,
объединив свои усилия монстры анимешной индустрии: телеканал «ТВ-Токио» и студия
«Шарля Перро», решились выпустить в начале октября 2002 года первую серию о
сумасбродном пареньке Наруто.
Удачность «Наруто» заключается в удивительно тонкой постановке фэнтезийного мира,
его проработке и детализации. С нуля Кисимото выдумал целый континент, поделил
его на разные страны, придумал особенности для каждой из них и заселил огромной
кучей персонажей. Таким образом, в отличие от тематически схожих сёнэн-сериалов
(«Король шаманов», «Бродяга Кэнсин», «Инуяся» и т.д.) построение мира в «Наруто»
выгодно выделяет его на фоне конкурентов, которые чаще всего эксплуатируют
реальный мир (обычно это современная или феодальная Япония, или альтернатива
реальному миру, наполненная сказочными, фантастическими элементами («Охотник х
Охотник»)). И тут Кисимото нужно отдать должное, его мир получился вполне
самостоятельным, живым и очень разнообразным; и хотя намёки на кое-какие
заимствования все же присутствуют: стилизация под феодализм, hi-tech атрибуты в
фэнтезийном мире - все это не дает повода усомниться в художественном даровании
автора и его неоспоримой находчивости.
Не менее важной частью является РПГ’шный уклон «Наруто», который заключается не
в «боссах уровней», а в постепенном становлении героев, длинных многочасовых
баталиях. Собравшиеся смотреть «Наруто» должны быть готовыми к тому, что главный
герой будет по 3-4 серии тренироваться новой технике или 10-15 серий участвовать
в одном и том же поединке. Правда, в отличие от построения мира, в этом
направлении Кисимото похвастаться особо не чем. И многочасовые тренировки
главных героев, и многосерийные экзамены, и битвы один на один, результат
которых предрешен еще до начала, - все это уже было в других более ранних
произведениях, так что по-настоящему новаторских идей (в плане подачи экшна) в «Наруто»
нет. Единственное, что может быть интересно опытному зрителю, уже пролиставшему
с десяток так называемых махо-сёнэнов, так это уклон в ниндзюцу. Именно ниндзюцу
автор выбрал на роль главной экшн-примочки, также как в свое время в «Короле
шаманов» на эту роль выбрали духов и шаманов, а в «Кэнсине» самураев и ронинов.
Причем, нужно отметить, свой выбор Кисимото вполне оправдал, так как все
имеющиеся в сериале баталии смотрятся динамично исключительно благодаря данной
стилизации.
Не последняя особенность сериала — его линейность. Тип построения «Наруто» очень
схож с типом построения всех основных махо-сёнэнов, однако в отличие от них в
нем абсолютно нет эпизодов, которые не вписываются в основной сюжет, то есть, «Наруто»
абсолютно линеен. И если в видеоигре линейность — враг, то в приключенческом
аниме — главный благодетель. С одной стороны, линейность — это минус, так как
существует вероятность того, что телезритель пропустит одну серию и, тем самым,
упустит сюжетную нить. С другой стороны — линейность дает возможность
выстраивать длинную цепочку эпизодов, соединяя их единым сюжетом и превращая
сериал в 20-часовую оживленную книгу.